«Первый класс, или как подготовить ребёнка к школе»
01.09.2023Уважаемые родители,
вашему вниманию несколько рекомендаций о том,
как подготовить ребенка к обучению в школе.
Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)?
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
- Интеллектуальная зрелостьдля возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.
- Эмоциональная зрелость- это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
- Социальная зрелостьподразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.
Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости.
Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями, не запугивая и не рисуя радужных картин. Прочитайте и разберите с ребенком такие темы:
- Беседа о вежливых словах, о культуре поведения и т.д. (Н.В. Дурова "Очень важный разговор").
- Постарайтесь дать понять ребенку следующее: если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями.
- Играйте с ребенком в игры Б. Никитина, азбуки, домино, конструкторы и др., они универсальны и развивают умения, навыки, которые необходимы в школе.
- Гуляя в парке, лесу, рассказывайте ребенку обо всем, что окружает вас, а также дайте высказаться ему самому и внимательно его слушайте. Развивается любознательность, речь, умение слушать.
- Выполняйте задания в тетрадях - "подготовишках", но не принимайте "в лоб" все то, что написано в них: "Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек". Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте многое лучше делать через игру.
Педагог-психолог Никифоренко И.В.