«Опасения родителей в период воспитания 2-го ребенка»
07.02.2022СО СТАРШИМ СЫНОМ НАМУЧИЛАСЬ, НЕУЖЕЛИ И С ЭТИМ БУДЕТ ТАКЖЕ?
Старший сын с самого начала плохо учился. Одни двойки да замечания в дневнике приносил. Сейчас кое-как заканчивает девятый класс и пойдет в ПТУ. Неужели и с младшим так же мучиться?
Маша в этом году пойдет в первый класс. Старшая Надя будет уже в пятом. Все эти три года мы учились вместе с ней. Уроки — только до мамы, читать — только с отцом, сама никогда не садилась. А теперь и вторая ученицей будет. Неужели и с ней так же придется? Караул, да и только!
Многие родители обращаются к психологам с опасениями, что подрастающие в семье малыши доставят им столько же хлопот и неприятностей, как и их первенцы.
Чаще всего эти опасения безосновательны. Второй, а тем более третий ребенок в семье обычно более самостоятелен и социально адаптивен, чем первый. К шести-семи годам такие дошкольники уже в состоянии без помощи взрослых решать большинство проблем, встающих у них на пути.
Стопроцентно гарантировать их высокую одаренность, конечно, нельзя, но можно с уверенностью сказать, что младший ребенок практически никогда не повторяет пути развития старшего. Речь не идет о будущих отметках, но младшие дети причиняют беспокойство родителям иначе, чем это делали их старшие братья и сестры.
Чем объясняется такая несхожесть судеб детей одних и тех же родителей?
Биологи трактуют это уникальностью генетической программы. Педагоги объясняют различиями в характерах и способностях детей, психологи — различиями в опыте родителей и несхожими ожиданиями по отношению к своим отпрыскам и, соответственно, изменениями формирующей среды.
И все-таки опасения взрослых могут принести свои негативные плоды: у детей может развиться комплекс неудачника. Ребенок действует согласно сценарию поведения, усвоенному им в ходе родительского программирования.
Если без конца твердить малышу: «Один двоечник, и ты такой же разгильдяй растешь!», — то это приведет к неосознанному формированию у него установок на недостойное поведение, способное причинить много огорчений и ему самому и тому, кто это не уставал повторять. Всякий раз, как ребенок будет стоять перед выбором, в нем будет актуализироваться программа под названием «от меня не ждут ничего хорошего», и тогда малыш начнет совершать именно те поступки, которых так боялись его родители.
Чтобы несколько снизить опасения родителей, заметим, что, по нашим наблюдениям, 80% родителей оценивают второго ребенка, как менее проблемного, 95% взрослых более спокойно реагируют на учебные неудачи своих младших отпрысков, и практически все родители меняют стиль воспитательного взаимодействия с ребенком, если он не принес успехов в прошлом со старшими детьми.
Предоставьте растущему малышу возможность быть самим собой, и вы увидите, из него получится неплохой человек.
Литература: Корнеева, Е.Н. Эти загадочные малыши (100 ответов на родительские «почему») / Е.Н. Корнеева. – Ярославль: Академия развития. –1999.